Частотный ресурс и цифровой дивиденд ("Новости СМИ") |
8 ноября в рамках Конгресса НАТ обсуждались проблемы конверсии частот, наличия их для второго и третьего мультиплексов, а также цифрового дивиденда, предназначенного для нужд телерадиовещания. Свои опасения и надежды высказали ведущие эксперты отрасли, представители Минкомсвязи РФ, научного сообщества и общественных организаций, федеральных и региональных телерадиокомпаний.
Сергей УЛЬЯНКИН,
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ЦИФРОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СМК МИНКОМСВЯЗИ РФ:
В соответствии с Соглашением «Женева 06», для цифрового телевизионного вещания выделен диапазон радиочастот 174-230 и 470-862 МГц. Отключение аналогового вещания главным образом необходимо осуществить в указанных диапазонах. Метровый диапазон в Соглашение «Женева 06» не входит. Соответственно, отключение аналогового вещания в нем будет осуществляться в последнюю очередь. Поэтому на текущем этапе региональным каналам, осуществляющим вещание в «метрах», переживать рано. Прежде чем принимать решение относительно первого метрового диапазона, считаю целесообразным проведение исследований. Вместе с тем, процедура отключения аналогового сигнала представляется весьма непростой и требует предварительной отработки. Для этого планируется организовать тестовую зону в Калининградской области. Там сосредоточено большое количество компаний по производству приемного оборудования. Это позволит нам относительно быстро обеспечить население приемными устройствами. В том числе на основании итогов работы в Калининграде можно будет сформулировать предложения в отношении метрового диапазона.
Пока можно точно сказать, что одновременный запуск второго и третьего мультиплексов представляется затруднительным. В первую очередь, это невозможно из-за отсутствия свободных частот. Развертывание сетей цифрового вещания трех мультиплексов в диапазонах 174-230 и 470-862 МГц сейчас осложнено большим числом работающих аналоговых ТВ-передатчиков и радиоэлектронных средств специального назначения. В случае, если средств на конверсию радиочастот выделено не будет, скорее всего, сначала придется запустить первые два мультиплекса, выключить аналоговое вещание и на освободившихся частотах запускать третий. Для осуществления врезки регионального канала в поток сетевого партнера потребуется выполнить ремультиплексирование цифрового пакета и доставлять до приемных устройств уже модифицированную версию мультиплекса. В случае «спутниковой» доставки сигнала это означает «второй подъем» на спутник. Из-за ограниченности орбитального ресурса сигнал второго мультиплекса предполагается транслировать без местных вставок – то есть, используя один подъем. При этом там, где будет применяться наземная доставка, потенциальная возможность региональной врезки есть. Но вопросы стоимости данной услуги необходимо обсуждать с РТРС.
Эдуард САГАЛАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ НАТ:
В проекте Резолюции Конгресса мы определяем конкретный диапазон частот, который необходимо зарезервировать для развития цифрового ТВ, прежде всего, для третьего и последующих мультиплексов. Это с 21 по 60 ТВ каналы в ДМВ-диапазоне. И нам крайне необходимо квалифицированное заключение специалистов в этой области.
Валерий БУТЕНКО, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НИИ РАДИО:
Вещатели должны определить свою потребность в частотном спектре, необходимую им для решения первоочередных задач при запуске мультиплексов, и стратегических – в интересах дальнейшего развития телерадиовещания. Пока подобных заявок не поступало. Но мы готовы оказать необходимую консультационную помощь.
Вячеслав ВЕЕРПАЛУ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА НИИР:
Внедрение первого мультиплекса столкнулось с трудностями в ряде регионов из-за нехватки частот. Особенно это касалось Центральной России. Без проведения конверсии удовлетворить запросы по первому мультиплексу было невозможно. После цикла работ частоты были получены. Такая же работа планировалась и для второго мультиплекса. Но здесь возникла более жесткая ситуация. Частоты для сетей второго мультиплекса радиочастотной службой выделены. Но Минобороны на их использование наложило ограничения, при которых невозможно запустить второй мультиплекс. Для этого, по нашим оценкам, необходимо дополнительно поставить до 200 передающих станций. Покрыть целый город сложно, если нам дают только один передатчик на 5 Вт. В 2013 году рабочей группе по проведению конверсии необходимо провести конверсионные работы и подобрать частоты для 25 регионов второго мультиплекса, на что в самом жестком формате потребуется не менее полугода. После чего запустить первые два мультиплекса и подбирать частоты для третьего.
Валерий ДОТОЛЕВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ФГУП НИИР:
Если все существующие в данный момент ТВ-программы спрессовать за счет перехода на цифру в определенное количество радиочастотных каналов, появляется некое количество свободных частот – цифровой дивиденд. На освобождающиеся частотные каналы претендуют как вещатели, так и операторы подвижной службы. Постулируется, что подвижная служба требует для своего дальнейшего развития некое количество частотного ресурса. В 2011 году ГКЧР приняла решение определить полосу радиочастот 694-876 МГц как перспективную для дальнейшего расширения многодиапазонных сетей связи стандарта LTE. Напомню, что по решению ВКР 12 для подвижной службы была выделена полоса частот 790-862 МГц – 9 частотных ТВ-каналов, и предложено рассмотреть возможность выделения также и полосы 694-876 МГц на конференции 2015 года. И если это предложение будет реализовано, для нужд телевещания останется 208 МГц. Это примерно 55 % того спектра, который отведен для телевидения. При этом сами вещатели в европейских странах предвидят необходимость использовать по крайней мере всю полосу 470-790 МГц. Этого может потребовать переход к будущим системам вещания – например, форматам HDTV или 3D. Если в аналоговом ТВ одна программа занимает 8 МГц, то MPEG-4 при режиме DVB-T2 дает возможность транслировать на них около 15 программ, HDTV – порядка трех программ, а Ultra HDTV или 3D TV займет почти весь канал. То есть в перспективе, внедряя мультиплексы, мы возвратимся к тому же, от чего уходили, когда на один канал приходится одна программа. Отдать в такой ситуации освобождающиеся частоты вещатели не могут. А ограничение доступного ресурса может сказаться, в первую очередь, на региональных программах.
Сергей НИКИТИН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТЕЛЕКОМПАНИИ «49 КАНАЛ»:
Запуск второго и третьего мультиплексов необходимо осуществлять одновременно. Именно такое решение мы считаем выходом для тех региональных телекомпаний, которые не войдут в первый мультиплекс и перестанут быть сетевыми партнерами федеральных каналов во втором мультиплексе.
Андрей ЛАШКЕВИЧ, НАЧАЛЬНИК ЛАБОРАТОРИИ НИИР:
Никто не мешает региональным вещателям координироваться в пулы и запускать цифровой сигнал сразу после отключения аналогового. Тогда вместо одного регионального канала на освободившейся частоте смогут вещать сразу шесть или восемь. Но пока ни в Минкомсвязи, ни в частотные службы подобных заявок не поступало. Все ждут, что в рамках ФЦП за всех все решат. Но ведь программа по отключению аналоговых станций уже готовится, и в ней сами вещатели вольны определить, когда она
реализуется.
Марк КРИВОШЕЕВ,
ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК НИИ РАДИО, ПОЧЕТНЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМИССИИ ПО ВЕЩАНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ЭЛЕКТРОСВЯЗИ (МСЭ):
Внедрение цифрового вещания в небольших странах требует решения других задач и возможностей. Но когда мы говорим о России, нужно принимать во внимание ее огромные территории, разные часовые пояса и плотность населения. Задач телевизионного вещания подобных тем, которые решает Россия, нет ни в одной другой стране мира. А если говорить о ее территории и препятствиях, которые существуют для устранения цифрового неравенства, примеры других стран помочь не смогут. Решать проблемы внедрения цифрового вещания в России надо с учетом особенностей нашей страны.
Самое важное из того, что нам нужно сделать сейчас – это сформулировать, что мы хотим от частотного спектра. К апрелю 2013 года в Женеве все страны – участники МСЭ должны представить обоснованные требования к частотному спектру для дальнейшего развития телевидения и радиовещания. У нас такого документа еще нет. А ведь речь идет о международном перераспределении частот. И если наша делегация предъявит неверные требования, никто нам потом не поможет. При этом все проводимые расчеты не отражают нужды отрасли. Расчетами частот для мультиплексов телевидения стандартной четкости эта эра уже заканчивается. На подходе – HDTV и Ultra HDТV, создание эффекта объемности на экране при условии, если реализуются 8000 пикселей, и многое другое. А если начать компрессию таких форматов, они потеряют свой эффект. Поэтому для новых систем вещателям для трансляции одного канала понадобится даже не 8 МГц, как сейчас, а значительно больше. Если учесть эти новые системы, уже недостаточно 55 % цифрового ресурса, отведенного им ранее. А в апреле мы должны будем сказать о том, что России для развития цифрового телевизионного вещания нужны определенные полосы частот в расчете на работу заданных форматов. Если мы сделаем это убедительно, то сможем привлечь к нашей позиции и другие страны. Но дело в том, что страна, которая выдвигает предложения, должна гарантировать их принятие всем сообществом. Поэтому существующий режим конфронтации между вещателями и другими наземными службами должен быть заменен гармонизацией интересов всех сторон.
Это в начале 50-х годов прошлого века телевизионщики были настолько энергичны, что им выделили весь диапазон до 1 ГГц. Складывается впечатление, что они были самыми агрессивными участниками переговоров. Но тогда им все удавалось только потому, что альтернативы наземному вещанию еще не было. Спутниковая связь, кабельное ТВ и LTE появились намного позже. И сейчас они отрезают куски от того частотного спектра, что когда-то было выделено телевидению. Это раньше его охраняли «от кого угодно». А теперь надо защищать спектр от других претендентов на распространение контента. Вещатели конкурируют с теми, кто готов предоставлять ту же услугу, но дешевле и качественнее. И я предлагаю не обострять сложившуюся ситуацию, а соблюсти интересы вещателей, создателей контента, связистов и мобильной связи, которая сейчас так активно стремится к взаимодействию с телевидением.
Владимир ЛИВШИЦ,
РУКОВОДИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА,
СОВЕТНИК ПРЕЗИДЕНТА НАТ:
Возникает впечатление, что в стране политические задачи решаются технологическими методами. В результате чего региональное радиовещание оказалось под угрозой. Кроме того, срочно нужно определяться с мобильным ТВ, которое не вошло в ФЦП. С его интерактивностью и коммуникационными возможностями оно было отнесено не к телевидению, а к распространителям сигнала.
Конечно, мы готовы взаимодействовать с другими участниками рынка и предлагаем им «цифровое партнерство». Напомню, что именно так называлось пленарное заседание Конгресса, прошедшее в первый день его работы. Оно было посвящено принципам взаимодействия телерадиокомпаний и операторов связи, телекоммуникационных предприятий, новому этапу для вещателей и операторов. Но те люди, к которым мы для этого обращаемся, открыто заявляют о смене операционной деятельности своих предприятий, фактически занимаются распространением контента и предоставлением доступа к нему. То есть действительно выступают конкурентами, а не партнерами вещателей. Это их инициатива – забрать у вещателей полосы частот и отдать под нужды LTE. Это они считают, что мобильное ТВ – не телевидение, а «передача данных». Это не каналы, а телекомы сегодня становятся главными вещателями в мультимедийных средах. И есть опасение, что мы останемся без частот раньше апреля 2013 года, к которому будут сформулированы предложения для МСЭ. Причем как раз тех, которые позволят отрасли развивать региональное и мобильное вещание.
«Новости СМИ»,
№ 22 (356), ноябрь 2012 г.