Публикации СМИ

КПД от ФЦП. Лоскутки цифрового одеяла пора соединять ("МедиаПрофи")

 

В.Г.Лившиц,

руководитель информационно-аналитического центра НАТ

 

 

2012 год является временнЫм «экватором» практической реализации федеральной программы развития телерадиовещания (ФЦП) в нашей стране. С самого начала вещатели формулировали предложения и условия, выполнение которых необходимо для успешного перехода на цифровые технологии. Позиция НАТ по составу и принципам формирования 2-го и 3-го мультиплексов была представлена в Минкомсвязи РФ в декабре 2009 года. В то время предполагалось, что в них войдут и региональные каналы. Сейчас расклад сил изменился.

 

Перестраиваться на марше

 

Еще три года назад были предложены критерии отбора региональных телеканалов на конкурсной основе:

- самостоятельное программирование;

- наличие определенного объема собственного вещания (программ собственного производства и приобретенных);

- тематическая направленность канала (контент, жанры и форматы);

- финансовые возможности оплаты услуг связи по доставке программ на территории субъекта РФ.

Эти критерии актуальны и по сей день. А вот «правила игры» до конца не определены. Одни меняются в прогрессивном направлении, другие неясны и сейчас. Следует ли говорить, что это не способствует уверенному и поступательному развитию, переходу большинства региональных телекомпаний в новое качество?!

В 2010 году НАТ провела территориальные совещания региональных вещателей, на которых обсуждались модели их работы в связи с переходом на цифровое вешание. Руководствовались тем, что среди задач, определенных ФЦП до 2015 года, учтена и такая, как«обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вешания», а в Концепции развития телерадиовещания региональные каналы были отнесены к категории «обязательных общедоступных». Всем пришлось, что называется, «перестраиваться на марше» в связи с тем, что Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания в июле 2010 года приняла решение о включении в 1-й мультиплекс дополнительного слота для региональных каналов. Все восприняли это как признание роли и значения регионального ТВ, вещатели были ориентированы на подготовку к предстоящим конкурсам. Но тогда же был выявлен и ряд проблем, которые препятствуют созданию реальных моделей, что помогло разработать конкретные предложения по их решению.

Одним из таких вопросов является неопределенный период работы телеканалов в аналоговом формате. Отключение аналогового вещания назначено на 2015 год: означает ли это, что в этом формате вещание прекратится во всех регионах? Или частотные планы сохранят его в районах, отдаленных от границы? Если этого не будет, то множество региональных компаний не смогут продолжить работу в прежнем качестве.

Важным фактором является также готовность населения регионов – далеко не везде насыщенность цифровыми приставками к аналоговым телевизорам, тем более, цифровыми приемниками, достигнет к означенному времени запланированных 97,6 процента. Как долго может продлиться период параллельного вещания в двух форматах? Для компаний, прежде всего частных, не имеющих государственного финансирования, это почти удвоение расходов на оплату услуг связи!

 

Обозримые горизонты

 

Многие вещатели на сегодняшний день не готовы выполнить утвержденные условия для участия в конкурсах. Для перехода на самостоятельное программирование, увеличения объемов собственного вещания и создания полноценного канала необходимы время, горизонт планирования, немалые средства. Информация о сроках проведения конкурсов постоянно меняется, как и их очередность. С какого мультиплекса начнут? Если с первого, то слот региональных каналов не заполнится и наполовину. Если со второго - большинство региональных партнеров федеральных сетей рискуют оказаться в цейтноте: без привычного взаимодействия потребуется переоформлять лицензии, искать другие источники контента для заполнения каналов круглосуточным вещанием.

Главным условием формирования состава мультиплексов участники территориальных совещаний назвали предоставление приоритета действующим телекомпаниям, имеющим проверенную временем концепцию, социально значимые и популярные у местного населения передачи. Дополнительное преимущество надо давать вещающим на национальных языках каналам.

В числе нескольких будущих моделей для региональных компаний предлагалась и такая: создание объединенного регионального канала с контентом, формируемым местными компаниями, переходящими в категорию производителей (СМИ), для вхождения в 1-й или 3-й мультиплексы. Еще два года назад этот вариант многим представлялся неприемлемым – кому же хочется добровольно перестать быть вещателем? Но с появлением и развитием большого количества неэфирных каналов потребность в конкурентоспособном контенте постоянно растет, телевидению нового поколения (ТНП – такую аббревиатуру мы предложили на Конгрессе НАТ в прошлом году) необходим новый контент для распространения в новых средах для новых зрителей. К тому же, представление о вещателе за это время изменилось кардинально, телерадиокомпаниями оно теперь не ограничивается.

Именно с развитием новых сред связаны модели кабельного, непосредственного спутникового вещания, распространение сигнала в интернете. Но для перехода в новое качество необходимы точные сведения о проникновении кабельных сетей не только в больших городах, но и регионах в целом, о подключении к ним домохозяйств (а абонентов - к интернету), о готовности их к оплате получаемого контента, отказу от несанкционированного, пиратского просмотра и скачивания. Большинство телеканалов уже сейчас распространяют свои программы не только наземным эфирным способом, но и посредством спутникового ТВ, кабельных систем, в интернете. Проникновение кабельных систем и подключение к интернету сегодня значительно лишь в крупных городах, и полный переход на распространение каналов только в них будет означать потерю для вещателей значительной части аудитории на неопределенное время, а для населения – недоступность местных программ.

Пока же региональные телекомпании осваивают новые средства коммуникации факультативно, в расчете на будущее, распространяя в основном дубликаты эфирных программ и сохраняя рекламную бизнес-модель. О лояльной и геотаргетированной аудитории они знают, но предпочитают сохранять сложившуюся эфирную, тем более, что вдали от столиц и крупных городов она более устойчива.

 

План «Б»

 

Один из наиболее предпочтительных выходов для тех, кто не войдет в первый и не сохранит партнерства во втором мультиплексах, является третий, локальный. Он предназначен для каналов, имеющих ограниченную территорию распространения – город, муниципальное образование, отдельные населенные пункты. Вещатели видят в этом еще один положительный аспект, учитывающий проблемы местных компаний: муниципальные телеканалы при участии в конкурсе могут привлекать сетевых партнеров. Это означает, что телеканалы, имея лицензию на вещание на определенной территории, могут предлагать услуги по распространению федеральным сетям, другим компаниям, самостоятельно определяя время и место их программ в своих эфирных сетках.

На этом направлении тоже не все ясно: состав третьего мультиплекса планируется всего из двух муниципальных каналов и трех-четырех федеральных в стандарте ТВЧ. В июне текущего года правительством РФ было принято постановление № 617 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 – 2015 годы». В нем 3-й мультиплекс конкретно не упоминается, но содержится следующее положение: «Создание сетей цифрового вещания дополнительных мультиплексов предполагается в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тысяч человек и иных населенных пунктах, привлекательных с точки зрения рекламного рынка, по согласованию с вещателями-заказчиками».

Эта обнадеживающая вещателей перспектива стала предметом рассмотрения на недавних межрегиональных конференциях в Улан-Удэ и Красноярске. Очевидно, еще не раз предстоит разбираться, что понимается под «привлекательными с точки зрения рекламного рынка населенными пунктами», «вещателями – заказчиками». Иными словами, тем региональным вещателям, каналы которых не попадут в первый мультиплекс, нужно понять, кто и как определяет емкость локальных рекламных рынков, как увеличить средства от продажи рекламных возможностей на своих телеканалах для того, чтобы выступить заказчиками строительства муниципальных мультиплексов. Каким должно быть их наполнение и какой – стоимость?

 

Надо всех сосчитать!

 

В конце сентября НАТ и Рекламная федерация регионов провели конференцию «Измерение локальных рекламных рынков России». Итоги оказались неожиданными: во-первых, выяснилось, что существуют методики оценки инвестиционной привлекательности регионов, а об исследованиях регионов с позиции рекламной привлекательности пока ничего неизвестно. Существующий метод экспертной оценки может быть применен, но полной и исчерпывающей картины он не дает. Во-вторых, в Коде общероссийского классификатора экономической деятельности (ОКВЭД) рекламная деятельность в области электронных СМИ и массовых коммуникаций представлена без разделения на подклассы, группы и виды.

Отсутствие четкого деления на сегменты и неполный перечень видов рекламной деятельности не позволяют, в конечном итоге, собрать объективную статистическую информацию по рынку в целом и по каждому отдельному его сегменту в частности. Это влияет уже не только на оценку привлекательности населенных пунктов с точки зрения рекламного рынка, но и на анализ рекламного рынка вообще. В настоящее время реклама в перечне видов деятельности не выделена в самостоятельную отрасль экономики России и входит в раздел «Прочие услуги». Хотя согласно данным исследования транснациональной компании PricewaterhouseCoopers, объем рынка «прочих услуг» на российском телевидении вырастет с 4,3 миллиардов долларов в 2010 году до 8,6 миллиардов в 2015-м.

Известно, что реклама идет туда, где существуют аудитория, ее исследования, измерения телесмотрения, объективные показатели. Сейчас «валютой» рынка считаются рейтинги, измеряемые в основном компанией «TNS Россия». В многоканальном мультимедийном реально-виртуальном пространстве применяемые ею методика и инструментарий нуждаются в совершенствовании. НАТ, АКАР и «РусБренд» объявили тендер на международный аудит данных, получаемых TNS.

Параллельно готовятся предложения новых подходов к исследованиям социальной значимости и популярности региональных и неэфирных телеканалов. Мы получили сведения об измерениях региональных каналов силами местных исследователей – университетов, социологических лабораторий и групп. Интересные сами по себе, они не могут быть признанными на федеральном уровне из-за различий в методиках, выборке, применяемого инструментария. Следовательно, необходима единая и признанная методика.

 

Не сигнал, но контент

 

С кем региональные и муниципальные компании будут взаимодействовать, распространяя программы в дополнительных мультиплексах и других средах? Будет ли это по-прежнему РТРС и ее региональные филиалы, или появятся новые игроки на рынке инфо-коммуникационных услуг?

В феврале текущего года в ОАО «Гипросвязь» состоялся I форум «Развитие инфокоммуникаций в России в условиях перехода к информационному обществу». Особым резонансом обладали темы трансформации бизнеса отраслевых предприятий – операторов связи и смены отраслевой парадигмы, развития ИКТ–кластеров и «наступления облаков», инноваций в телевидении и трансформации потоков контента при доступе к конечному потребителю. Операторы, предоставлявшие ранее «услуги связи для целей телерадиовещания», вносят изменения в свою операционную деятельность и по факту становятся вещателями – распространителями нового контента в новых средах.

Ключевым элементом инфраструктуры, национальным императивом многих государств и даже новой государственной парадигмой сейчас называют высокоскоростной широкополосный доступ в интернет. В марте 2011 года на Международной конференции EBU в Будапеште утверждалось:«Вещание и широкополосный доступ дополняют друг друга, являются комплементарными платформами, которые должны быть объединены, чтобы оптимизировать эффективную доставку контента». Заметим, не сигнала, как прежде, а именно контента! В ноябре 2011 года на первом глобальном саммите «Будущее телевидения» (FoBTV) в Шанхае была принята совместная декларация «О гармонизации в области эфирного телевидения». В ней, в частности, содержится намерение «исследовать возможность достижения отраслевого единства и интеграции технологий».

Уже сейчас «Интерактивное ТВ» от «Ростелекома» смотрит 1 миллион домохозяйств в большинстве регионов РФ, компания МТС («Мобильные ТелеСистемы») объявила о запуске телевизионного вещания в 150 городах, где более 110 каналов в цифровом качестве доступно почти 3 миллионам абонентов. Распространением аудиовидеоконтента все активнее занимаются все крупные телекоммуникационные предприятия, причем, не только доставкой, но и организацией доступа. Операторы связи и телекомы один за другим презентуют технологические платформы, которые позволяют абоненту смотреть интерактивное телевидение в любом месте и с любого «гаджета», а наиболее активные гворят о планах создания «облачных» платформ для доступа к контенту с любого устройства – будь то телевизор, компьютер, смартфон или планшет. Участники лондонского форума Internet Protocol TV весной уже этого года пришли к выводу, что технологии доступа к контенту и доставки его в интернете, подобные ОТТ (over the top), СDN (Content Delivery Network) предоставляют потребителям неограниченные возможности контактов с производителями и правообладателями, минуя вещателей.

Нужно решать и вопросы интеллектуальной собственности (НАТ участвует в подготовке соответствующих дополнений в Гражданский кодекс, определяющих ответственность информационных посредников). Так и не разрешенный до конца вопрос в доцифровую эпоху «Кто кому за что платит?» приобретает не только дополнительную правовую остроту, но и новый технологический аспект. Проектировщики и создатели онлайн-видеоплатформ, относящихся к «облачным» решениям, обещают, что новая услуга будет способствовать изменению сложившейся ситуации и правообладатели смогут-таки получать оплату за просмотры.

 

Коллективный разум

 

Период не вполне выстроенных отношений между всеми участниками цифровизации телевидения может смениться другой эпохой, которую мы еще на прошлом Конгрессе назвали «цифровым партнерством». Необходимо понять, кто и какую продукцию производит, кому, какие услуги и на каких условиях предоставляет, какая выстраивается «цепочка ценностей» в новых условиях? Совместно с Минкомсвязи, Роскомнадзором и РТРС телерадиокомпаниям, телекоммуникационным предприятиям, интернет-провайдерам важно определить границы или диффузию, называемую конвергенцией видов деятельности субъектов рынка вещания, определить пошаговые мероприятия по гармонизации отношений между ними.

Система распространения информации, которая до сих пор именуется вещанием, на наших глазах превращается из линейной в нелинейную, многомерную посредством социальных сетей, блогов, индивидуальных постов. Возрастает роль пользовательского контента (UGG) как источника информации.

Названные тренды и риски, вопросы, проблемы и предложения – небольшая часть того, что планируется рассмотреть на предстоящем XVI Международном конгрессе НАТ.

 

РЕЗЮМЕ «МЕДИАПРОФИ»

 

  • Приближение 2015 года активизирует все процессы перехода на цифру. Вопросы, которые пока обсуждаются теоретически, вот-вот перейдут в практическую плоскость. В ближайшее время вещателям предстоит выбрать свое будущее.
  • С развитием технологий на телерынке стали появляться новые игроки, пытающиеся навязать свои правила игры. Всем необходимо искать компромиссные модели.
  • Изменения условий перехода на цифру открывает новые возможности для региональных вещателей, но не все готовы кардинально поменять свой бизнес.
  • Кто кому за что платит? Этот вопрос в ближайшие годы станет ключевым для всех. Вещатели будут договариваться с операторами платного ТВ, правообладатели — с контент-провайдерами, все вместе — с пользователями.

 «МедиаПрофи» №10 за 2012 г.